Екатерина Михайлова

Предыстория. — СНГ. — Афганистан. — Афганские фотки. — Пакистан. — Индия. — Индийские фотки. — Непал. — Таиланд. — Малайзия.

А мечта моя оказалась босой, грязной, нечестной, постоянно достающей глупыми вопросами, не имеющей представления о чувстве личного пространства и алчной до денег с белой обезьяны. Конечно, был шок, крушение надежд, разочарование…

У меня было несколько вариантов:

На пограничном переходе познакомилась с девочкой из Японии и испанскими велосипедистами. Она ехала из Ирана, а ребята — из Узбекистана; эти мачо Саланг на велосипедах проехали. Сели, взяли по бутылочке пива и чапати на закуску. Получился такой японо-испано-русский праздник с индийской кухней. Ребята пригласили нас в Дхармсалу. Они уже устали крутить педали на своих супербайках, и мы поехали на автобусе.

Дхармсала — резиденция далай-ламы. Гималаи, шерпы и тибетцы, огромные обезьяны, похожие издали на кавказских овчарок. Торопиться мне было некуда: Юрчик уехал в Непал, а Гриша с Вадиком — на Шри-Ланку.

Придя в себя от всего увиденного и пережитого, я поехала в Дели. В Дели я планировала провести недельку, но, как только вышла из автобуса, поняла, что сюда мне не надо.

Запахи Индии: специи масала, благовония, кокосовое масло, все это перемешано с запахом пота и испражнений. Привыкаешь через неделю.

Простота индусов завоевала мое сердце; нашим питерским панкам до них далеко. Коровы, бродящие в миллионных мегаполисах среди высотных зданий, люди, живущие на улице, как обезьянки выбирающие вшей друг у друга. Яркие сари индийских красавиц.

Непременное “а-ча-а-а” и качание головой из стороны в сторону. Что означает этот жест, “да” или “нет”, — разобраться сложно. Все зависит от частоты колебания. Если быстро, то “да”, если средне — 50 на 50, если медленно — “нет”. Также надо следить за интонацией, темперамент у всех разный.

На стоянке на меня набросилось с десяток рикш, наперебой предлагавших подвезти в гостиницу. Я выбрала одного с более-менее осмысленным взглядом, отвела в сторонку, и начала диалог. — В гостиницу мне не надо. — Хорошо. — В магазин и музей не надо. — Хорошо. — Я еду на железнодорожный вокзал. — Хорошо.

Попросила его повторить, куда меня везти, и начала торговаться. Снизив цену в два раза, успокоилась и села в рикшу, но все же попала в гостиницу. Там все началось сначала.

Поезд Дели–Бомбей. Плацкартный вагон, огромное количество детей, немыслимо острая еда на грязных обрывках газет, есть ее можно только с закрытыми глазами. Успокаивало то, что специи обладают антисептическим действием. Зато после Индии могу есть любую пищу, и когда обнаруживаю муху в стакане с тростниковым соком, это не вызывает рвотного рефлекса.

Бомбей — город контрастов. Я решила посниматься в кино — деньги еще были, но пополнить их запас было бы нелишним. Как искать работу в кино, я не знала. С поезда отправилась на киностудию.

В закрытом павильоне снимался очередной “масала-муви” — сборная киносолянка. Ко мне вызвали режиссера, но он не совсем понял, чего я от него хочу. Проводил в холл, налил чашечку кофе, и пообещал вернуться через час, подумав.

Встретила моих первых тайских друзей — Гейшу и Самака, загримированных под бандитов с пластиковыми ножами. Они работали каскадерами. Подождали режиссера, тот думал долго, предложив мне приехать на следующий год, когда начнет снимать новый фильм. Роли у него для меня не было, но раз я так горю желанием, он пообещал немного изменить сценарий.

Я поехала к ребятам. Через несколько дней получила письмо от Юрчика с телефонами агентов и адресом ресторана, где они предлагают работу. Мы стали коллегами, по вечерам встречались и рассказывали друг другу, как прошли съемки. Ребята улетели через неделю в Бангкок.

А я в очередной раз ехала на работу в бомбейской электричке. Сумочку я закрывала на навесной замочек, а вышла из электрички — собачка сломана, денег и фотокамеры нет. Платить за гостиницу было нечем, съемки в этот день отменили. Я взяла свой рюкзак и пошла слоняться по Бомбею. Конечно, девчонки в гостинице предлагали одолжить немножко, но я восприняла это происшествие как свою карму, и было интересно, как повернется моя жизнь дальше.

Жизнь повернулась в сторону Гоа, но это на следующий день. А тогда я пошла на набережную, достала бутылочку “Степного аромата”, ставриду в масле и шоколадку “Кофе с молоком”. Это были подарки для ребят, но мне так хотелось праздника. Села на берегу с бродячим псом, поделилась с ним ставридой, поставила палатку и уснула.

Утром меня разбудили полицейские: “Здесь запрещено спать”. Злилась на них ужасно — индусы, вон, везде лежат; им, значит, можно, а мне — нет?

Дошла до вокзала пешком, села в тамбур третьего класса и утром была в Гоа. Приехала в Маргао, один из таксистов предложил подзаработать — нет, не тем, о чем вы подумали. Мне нужно было ездить по бутикам и разглядывать ковры, пялиться на статуэтки Ганеши и примерять кольца с брильянтами. Ему за это платили ни много, ни мало — 100 рупий, если я просто поглазела, и комиссия на купленное, 10%, а деньги мы делили пополам. Посетили около двадцати магазинчиков; я чувствовала себя Остапом Бендером.

У меня был телефон Саши — мы познакомились по интернету, он работал в какой-то турфирме. Вечером позвонила ему. Мы встретились, попили пиво и обдумали совместные проекты. Одна из его идей — возить туристов на пляж Палолим, но он там ни разу не был — разгар сезона, много туристов, не вырваться даже на денек. У меня времени было много, и, оставив свои вещи у него, я поехала на юг.

Договорилась с несколькими небольшими гостиницами о совместном бизнесе, нашла рыбака с сотовым телефоном, чтобы катать туристов по маленькой речке и заливу. Переночевала на халяву в бунгало в счет будущих проектов. Утром, возвращаясь на север, случайно заехала на пляж Кавелоссим, увидела табличку на русском, зашла в турфирму. Открыла карту и попросила девочек показать интересные места в Гоа. Они предлагали туры, а я рисовала на карте кружочки. На прощание поблагодарила за время и сказала честно, что покупать у них ничего не буду, потому как сама разрабатываю несколько проектов. Рассказала им о себе, показала фотки, и тут оказалось, что у нас с Наташей есть общие знакомые. Она из Самары, и занималась там водным туризмом.

Наташа позвонила своим друзьям, получила положительные рекомендации на мой счет, и предложила работу. Первую неделю я ездила по экскурсиям, заучивала конспекты Аллы Александровны — это один из самых лучших гидов в Индии, она работает там с 1968 года. Уже старенькая и слышит плохо, но каждый день в интернете выискивала все новые сведения и снабжала ими нас, а мы, сопливые девчонки, смотрели ей в рот и пытались не пропустить ни слова.

Комнату мне могли предоставить только через неделю, зарплату — через две, но бесплатное питание на экскурсиях было. А когда я собиралась поставить палатку на пляже, познакомилась с Дайяной. Ее мама — гоанка, а папа — бюргер. Эта территория принадлежала ей. Я честно сказала, что денег у меня нет. Она предложила пожить недельку в ее гостинице.

Через неделю приехал Юрчик из Непала, и мы стали коллегами.

Гоанские пляжи: километры белоснежного песка, морские звезды, кокосовые пальмы. Что еще нужно для счастья? Один выходной в неделю. Единственный мне известный пляж, где не брала сотовая связь, — Агонда. Иногда мы ездили на Арамболь, там нужно было отвечать на телефонные звонки, но всегда удавалось придумывать какие-то причины, чтобы не срываться и не возвращаться к работе.

Один раз, встречая очередной чартер в аэропорту, мы обратили внимание на симпатичного бурята. Все девчата оценили его манеру общаться. “Вы что? Это же Андрей, он — буддистский монах из Карнатаки”, — пыталась прервать наше щебетание Карина. Мы ей не поверили.

Вечером мне позвонил Алекс и пригласил на ужин. Я еще не разу его не видела, но мы переписывались четыре месяца. Каково же было мое удивление, когда в гостинице “Дона Сильвия” я обнаружила Андрея. Такой вот буддистский монах: в расстегнутой рубашке с голым торсом, на новой “Хонде”.

Андрей два года нелегально жил в Тибете, построил себе там землянку, кушал цампу и делал простирание. Шестнадцать лет учился в тибетском монастыре штата Карнатака в Индии — легально.

Мы поехали на Колву, поужинали с Тони, а потом на транспати. Андрей единственный из моих знакомых водил байк так, что я не думала о безопасности. Очень быстро и плавно, ни одного резкого движения. Этим талантом обладают люди, водящие с пяти лет мотоцикл в горах.

Они подружились с Юрчиком, и в нашей фирме появилась новая экскурсия, “Малый Тибет”, в штат Карнатака. А у меня появилась возможность на халяву ездить в гости.

Андрей старался к нашему приезду устроить построение или разрушение мандалы. Мы встречались с реинкарнацией учителя далай-ламы, посещали тибетского доктора, который по пульсу определял любые болезни. А утренние дебаты монахов — потрясающее зрелище. Четыре тысячи человек в бордовых одеждах, эмоционально бьющих ладонью о ладонь. Казалось, еще пять минут, и начнется драка. Древняя тибетская мистерия Цамп, танцы в костюмах белого льва. Через месяц мы устроили это шоу в одном из ресторанов Гоа.

Андрей уехал в Россию искать спонсоров на строительство нового общежития для монахов. Без него на некоторое время пляжи Гоа стали пустыми, пальмы — скучными, а морские звезды — колючими.

В один из вечеров в отеле “Нану” к нам подошел патлатый молодой человек с девочкой хиповского вида. Они очень хотели съездить на транспати. Все не так просто, как кажется. Официально транспати в Гоа запрещены — не смеяться, я серьезно. Их организаторы шифруются, места их проведения меняют, иногда по нескольку раз за ночь, но у нас к этому времени уже были надежные источники.

Ребята попросили потратить за отдельную плату наше личное время и съездить с ними на север. Андрей и Вика приехали в Индию во второй раз. Первый раз были шесть лет назад. Тогда в поезде у них украли деньги, а обратный самолет был только через месяц. Они выжили, это был их медовый месяц. А сейчас они вернулись вспомнить юность. Мы подружились и потом не раз вместе поглощали на разных пляжах блэкснеперов.

Мой Новый год-2004. Началось все с корпоративной вечеринки в ресторане “Мака-Нака”. Наташа устроила прекрасный праздник. Шикарный стол с омаром и огромными рыбинами, взаимный обмен подарками. Потом мы пошли на пляж, ели куриный шашлык, пили коктейли, что-то типа “секс-он-зе-бич”. Я получила свой первый дорогой подарок от индийского поклонника: золотое кольцо с восемью бриллиантами (маленькими), я его потом в Непале продала за 100 долларов. Плавали в арабском море с бутылками советского шампанского, вокруг светился планктон, и все были счастливы. Заехав за Андреем и Викой, поехали на транспати.

Утро плохо помню. Какой-то северный пляж, Тони — наш киевский дружочек, Юрчик, Андрей, Вика, а я была в невменяемом состоянии. К вечеру пришла в себя, опохмелившись ласси, — нет ничего лучше этого волшебного напитка, наш кефир и рядом не лежал. Особенно утром, когда не помнишь, как закончился вчерашний день.

Вечером поехали в “Бабу Ягу” — и в Гоа есть русский ресторан. Зато там очень плохие дороги: узкие и кривые, подъемы и спуски. На встречную полосу выехали две машины, и Юрчик принял единственное верное решение: свернуть в кювет. Андрей и Вика, узнав об этом инциденте, отказались улетать в Москву, пока не убедятся, что с нами все в порядке.

Утром поехали в Маргао. Несмотря на аварию, Юрчик вел байк и просил меня только об одном: выставлять правую ногу, когда останавливаемся. А я все время путала правую и левую.

В обед встретили Андрея с Викой и Тони, они отвезли нас в госпиталь. Когда мы вернулись после уколов и перевязки, байка не обнаружили, его забрали полицейские за неправильную парковку. Юрчик представил свое удостоверение дружинника как права на вождение байка, заплатил штраф, и мы вернулись на Кавелоссим. Проводили наших московских друзей, я и Иринка уволились из “Минара” и отправились в Хампи.

Для меня, человека, видевшего много красивостей, Хампи был просто открытием. Если хотите себя почувствовать в книгах Киплинга, то вам дорога именно туда. Древние руины, прекрасная река, и больше всего меня поразили лотосы величиной с хороший астраханский арбуз.

Мы взяли в аренду велосипеды и за несколько дней объехали все комплекс. Конечно, это можно сделать на рикше, но дорого. Жили на противоположном берегу речки. Эти круглые плетеные лодочки, похожие на корзины, до сих пор перевозящие туристов с берега на берег, как и в 1336 году — вот что ООН надо вносить в список памятников. Я долго не могла понять, почему одна лодочка перевозит туристов на берег, и возвращается пустой, а все ждут другую. Через день, покурив волшебной травы, получила откровение от Джа: в Индии много народу, и всем надо работать. На этой переправе работают четыре человека. Один на берегу собирает деньги, другой — паромщик, третий собирает деньги на другом берегу, а четвертый паромщик привязан к третьему. Куда там нашему анекдоту: “Один копает яму, другой закапывает, а третий, который деревья сажает, на работу не вышел”.

В храме Ханумана жил замечательный брахман с чалмой — маг и волшебник. Хануман в его храме — одноглазый, ярко оранжевого, кислотного цвета. Понравившимся ему туристам брахман предлагал пожить на горе и позаниматься йогой за отдельную плату. А на лестнице в его обители была надпись: “Лучший сервис — это самостоятельность”.

Хозяином нашей гостиницы был продвинутый молодой индус Шива. Четыре месяца он живет в пещере и ведет аскетический образ жизни; потом четыре месяца путешествует без денег, надевая оранжевые одежды и превращаясь в садху. В остальное время занимается бизнесом.

Иринка вернулась в Гоа подкопить денег на Юго-Восточную Азию, а я поехала в Путапарти. Ашрам Сай Бабы: Сай-больницы и Сай-школы, Сай-музеи и Сай-университеты, везде огромные статуи божеств, яркие и очень красивые. Сай ездит на машине; уже старенький, скоро обещает поменять свое бренное тело на молодое.

Из Бангалора я поехала в Мадрас. Попробуйте коктейль “Мадрас”, и никуда не надо будет ехать: 75 г водки, 50 г клюквенного сока, 50 г апельсинового сока.

Мадрас — приятный городок; в сравнении с Дели и Бомбеем — чистенький. С большой пластиковой пальмой перед вокзалом, прекрасным пляжем Мария и старым индийским храмом, а вот форт Георг мне не понравился. Я не сразу поняла, почему там столько полицейских, а там, оказывается, законодательное правительство Мадраса заседает. Шаг влево, шаг вправо — и вокруг толпа полицейских. Зато можно беспрепятственно съездить в храм Св. Фомы и посмотреть его гробницу.

Вадик Стрижевский слетал на Шри-Ланку, потом уплыл на Андаманские острова, и на днях должен был вернуться в Калькутту. Я направилась на встречу с ним. Впечатления от всего увиденного и пережитого так переполняли нас, что ночами напролет мы гуляли по Калькутте, иногда забывая, куда идем. Под утро Вадик перелезал через забор в свою гостиницу, но сначала мы будили владельца моей. Днем я покупала золотых рыбок за десять рупий, чтобы смягчить его сердце — в холле гостиницы был огромный аквариум.

В один из вечеров мы увидели музыкальный фонтан, огромный — больше, чем на ВДНХ. Классическая музыка, пульсирующая в такт разноцветная подсветка. А за воротами голодают люди — контрасты индийской жизни.

Съездили в зоопарк, посидели перед монументом Виктории, посмотрели на храм Дурги и великий Баньян. В одном из парков мы стреляли из ружья по шарикам, и чуть не разорили мальчика, обладателя аттракциона. Я и не знала, что я хорошо стреляю; вот так и открываются таланты. А толпы индусов собирались посмотреть на шоу, как белые обезьяны развлекаются.

Подали документы на тайскую визу. 1250 рупий и один день, и вот она, виза. Но перед Таиландом мы решили съездить в Дарджилинг и Непал.

Из Силигури в Дарджилинг идет маленький поезд на паровой тяге. Он похож на те, что у нас в детских парках. Едем мы на этом игрушечном поезде, а вокруг чайные плантации и Гималаи. Рай! А я сравнивала все это с нашим Уралом, и Гималаи мне по-прежнему казались пыльными. Поселились в гостинице с чудной крышей, таких там много. С нее открывался вид на семитысячники. Утром на завтрак пили чай с корицей. Ночью там тоже красиво: долина в огнях, звездное небо, полная луна — ее свет отражали вершины.

Мы гуляли по чайным плантациям, иногда засиживались допоздна на какой-нибудь горе и, возвращаясь ночью, забирались на второй этаж своей гостиницы по деревянной лестнице. В одну из таких ночей Вадька загремел с пяти метров и упал на спину. От шума проснулись обитатели гостиницы, но все было нормально — он отделался ушибами.

Вернулись автостопом в Силигури, начали искать дешевую гостиницу. Заходим в домик со скромным названием “Гостиница”. Нас встречает мальчик с индийской улыбкой: “Do you want room show?” Почему бы и нет, можно и шоу. Открывает дверь в комнату, мы делает первый шаг и оказываемся по щиколотку в воде. “Another show?”, — все с той же неизменной улыбкой спрашивает он…